совместный проект компании ЕВРАЗ и агентства новостей «Между строк» к 300-летию Нижнего Тагила
Главное изображение
19

В Нижнем Тагиле был свой автозавод

Оказывается, в Нижнем Тагиле был свой автозавод — Нижнетагильский АРЗ.

Аббревиатура АРЗ означала «авторемонтный завод». На заводе не только ремонтировали автомобили, но и производили сборку всей линейки автомобилей ЗИМ (завода имени Молотова), а так же грузовиков и автобусов «Ford», которые выпускались в СССР по лицензии. 

 

Завод был построен на Красном Камне за год и восемь месяцев, а руководил стройкой будущий начальник строительства НТМЗ, а затем руководитель треста «Тагилстрой» и Тагиллага Михаил Царевский. В 1934 году за успешное завершение строительства Нижнетагильского авторемонтного завода он был награждён Орденом Ленина.

 

Монтажная область 3.jpg

 

Собранные в Нижнем Тагиле грузовики, в основном, направлялись либо в лесозаготовительные хозяйства Пригородного района, либо на стройку Ново-Тагильского металлургического завода. 

 

В годы войны завод переоборудовали под сборку армейских «виллисов» и «студебеккеров», которые поступали из Соединённых Штатов по «ленд-лизу».

В 1943 году Нижнетагильский АЗР был включён в структуру треста «Тагилстрой» и Тагиллага. В военный период штат предприятия на две трети был укомплектован заключёнными Тагиллага и спецпереселенцами.

 

В 1944 году завод занялся переводом грузовиков на газогенераторные двигатели и восстановлением трофейной автотехники, а в конце 50-х был закрыт.

 

Газета "Тагильский вариант" №28(123) от 08.08.2013; №29 (124) от 15.08.2013. (С. Пудовкин)

 

19
факт