71

Всё, что нужно знать
о первом русском
паровозе

Все гордятся тем, что Нижний Тагил — родина первого паровоза в России. Но хотелось бы уточнить некоторые факты из истории создания первого паровоза. 

 

Факт 1: Черепановы не были братьями, это отец и сын Черепановы. Отца звали Ефим Алексеевич, сына звали Мирон Ефимович. Они были механиками нижнетагильских заводов. 

Факт 2: Черепановы изобрели паровоз не первый в мире, а первый в России, потому что первый в мире паровоз был придуман задолго до Черепановых. В 1804 году его создал английский горный инженер Ричард Тревитик.

Факт 3: у Черепановых было несколько паровозов — 2 целых паровоза, а если считать ещё и модель, изготовленную Мироном Черепановым в 1839 году (эта модель действующая, модель второго паровоза), то можно считать, что было и три паровоза. 

 

Мало кто знает, что первый паровоз Черепановых взорвался в 1833 году, это было весной, а через полгода, уже ближе к осени, они всё-таки выпустили из ворот Выйского завода первый паровоз. Он был удачный, но мы теперь знаем, что это, оказывается, был второй паровоз, первый взорвался.  

 

 

Первая железная дорога была проложена в Нижнем Тагиле. Для испытания первого паровоза Черепановы проложили по территории Выйского посёлка экспериментальную опытную железную дорогу, длиной она была всего 854 метра. Эта дорога была сделана совсем не из железа — рельсы, которые раньше назывались колёсопроводами, были сделаны из чугуна. Поэтому первая железная дорога в России называлась чугункой. 

 

Уже годом позже, когда был создан второй паровоз Черепановых в 1835 году, он был мощнее и сильнее, чем первый, и вот для него уже была построена железная дорога, которая соединила Выйский завод с Меднорудянским рудником. Эта дорога служила для перевозки заводских грузов, в том числе, и медной руды. Дорога была протяжённостью более трёх километров.

 

Тем, кто хочет увидеть настоящее творение механиков Черепановых, а не модели, которые были сделаны уже в более поздние времена, нужно будет ехать в Санкт-Петербург. В музее железнодорожного транспорта стоит модель паровоза Черепановых 1839 года. Эта модель изображает второй паровоз, только в масштабе один к двум. Это единственная модель, изготовленная Черепановыми, дожившая до наших дней.

 

https://www.youtube.com/embed/p-EK7h5X_jc?si=RpHY1fE36zQW6i1a
71
факт