совместный проект компании ЕВРАЗ и агентства новостей «Между строк» к 300-летию Нижнего Тагила
Главное изображение
19

В Нижнем Тагиле был свой автозавод

Оказывается, в Нижнем Тагиле был свой автозавод — Нижнетагильский АРЗ.

Аббревиатура АРЗ означала «авторемонтный завод». На заводе не только ремонтировали автомобили, но и производили сборку всей линейки автомобилей ЗИМ (завода имени Молотова), а так же грузовиков и автобусов «Ford», которые выпускались в СССР по лицензии. 

 

Рис. Первый директор АРЗ Михаил Царевский (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://lexicon.dobrohot.org/images/e/e5/00008312.jpg)
Рис. Ford AA, которые собирали на АРЗ в Нижнем Тагиле (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (https://primamedia_2537050521.s3.cloud.mts.ru/files/big/1822/1821777.jpg)

Завод был построен на Красном Камне за год и восемь месяцев, а руководил стройкой будущий начальник строительства НТМЗ, а затем руководитель треста «Тагилстрой» и Тагиллага Михаил Царевский. В 1934 году за успешное завершение строительства Нижнетагильского авторемонтного завода он был награждён Орденом Ленина.

 

Монтажная область 3.jpg

 

Собранные в Нижнем Тагиле грузовики, в основном, направлялись либо в лесозаготовительные хозяйства Пригородного района, либо на стройку Ново-Тагильского металлургического завода. 

 

В годы войны завод переоборудовали под сборку армейских «виллисов» и «студебеккеров», которые поступали из Соединённых Штатов по «ленд-лизу».

В 1943 году Нижнетагильский АЗР был включён в структуру треста «Тагилстрой» и Тагиллага. В военный период штат предприятия на две трети был укомплектован заключёнными Тагиллага и спецпереселенцами.

Рис. Сборка автомобиля «Студебеккер» (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (https://gruzovikpress.ru/article/1109-sborka-avtomobiley-postavlyaemyh-po-lend-lizu-na-gorkovskom-avtomobilnom-zavode-im-molotova-skazka-naoborot/Images/02.jpg)
Рис. Сборка автомобиля (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (https://gruzovikpress.ru/article/1109-sborka-avtomobiley-postavlyaemyh-po-lend-lizu-na-gorkovskom-avtomobilnom-zavode-im-molotova-skazka-naoborot/Images/05.jpg)

 

В 1944 году завод занялся переводом грузовиков на газогенераторные двигатели и восстановлением трофейной автотехники, а в конце 50-х был закрыт.

 

Газета "Тагильский вариант" №28(123) от 08.08.2013; №29 (124) от 15.08.2013. (С. Пудовкин)

 

19
факт