Как в Нижнем Тагиле появилась знаменитая Висимо-Уткинская узкоколейка
Знаете ли вы, что Демидовы строили на Урале не только заводы, но и железные дороги?
Одна из них — легендарная Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога, которая связала Выйский и Нижнетагильский заводы с демидовскими заводами в Черноисточинске, Висиме, Висимо-Утке.
Работы по строительству Висимо-Уткинской узкоколейки начались в 1892 году, когда Нижнетагильскими заводами стал владеть Елим Павлович Демидов, хотя задумывалась дорога десятью годами ранее его отцом. Руководить стройкой Елим Павлович нанял известного специалиста по строительству железных дорог, инженера путей сообщения Анатолия Эрнестовича Бурковского, хорошо зарекомендовавшего себя на стройке железных дорог в Средней и Центральной Азии.
Были привлечены подрядные артели, договоры с которыми заключались по итогам конкурсов. Процесс строительства фотографировался и подробные фотоотчёты регулярно высылались «господину заводовладельцу» в Париж, Вену или Афины.
Ходовые испытания начались в 1894 году. Первый участок от станции «Узловая» (позднее — «Кедун-Быково») до Антоновского завода был пущен в эксплуатацию весной 1895 года, а ещё через пять месяцев дорога вступила в строй полностью.
Первым же рейсом с Нижнетагильского завода на Висимо-Уткинский доставили партию металла, а обратно был отправлен лес и камень для ремонта плотины Антоновского завода.
Первые полгода на узкоколейке работало всего два паровоза «Вулкан», а основными перевозимыми грузами были металл, лес, камень и песок. В дальнейшем количество паровозов выросло до 11 единиц.
В советский период истории узкоколейка продолжала работать, перевозя пассажиров, лес, дуниты, песок, оборудование и даже товары для магазинов Черноисточинска, Уральца, Висима, Висимо-Уткинска. Знаменитая железная дорога проработала до 2006 года, после чего была разобрана, несмотря на протесты тагильчан и уговоры тогдашнего руководства Свердловской области.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Висимо-Уткинская_узкоколейная_железная_дорога
- http://historyntagil.ru/history/2_20_66.htm
- http://infojd.ru/02/tagil.html