совместный проект компании ЕВРАЗ и агентства новостей «Между строк» к 300-летию Нижнего Тагила
Главное изображение
259

«Механическая диковинка» тагильского мастера Степана Козопасова

«Механическая диковинка» тагильского мастера Степана Козопасова проработала целых сто лет!

 

Одной из главных проблем демидовского хозяйства на Урале были грунтовые воды, от которых страдали практически все шахты Нижнетагильского округа. Кроме того, удаление воды из шахт занимало много времени и человеческих ресурсов. В 1826 году крепостной мастер-механик


Монтажная область 3.jpg
Степан Ефимович Козопасов предложил установить в шахтах штанговые машины, изобретённые им самим. Машина, прозванная в народе «механической диковинкой», представляла собой водяной двигатель с качающимися штангами. Передаточный механизм машины состоял из крестовин, вертикальных рычагов и горизонтальных шестов — «штанг», которые раскачивались и приводили в действие специальные устройства — коромысла, заставляя двигаться поршни в двух цилиндрах. При подъёме поршня вода поднималась наверх, затем стекала по специальному жёлобу в реку, потом поднимался поршень во втором цилиндре, и действия машины повторялись. 

Рис. Чертеж «План и профиль штанговой водоподъемной машины Медного рудника, 1828г. Нижне-Тагильский завод». (копия / общ. достояние)
Рис. Медный рудник. На переднем плане видны элементы штанговой машины (фото М. Ахаимовой, 1910 г. / общ. достояние)
Рис. Медный рудник (фото М. Ахаимовой, 1910 г. / общ. достояние)

Длина штанговой машины была больше километра! Такая система передачи механической энергии на огромное расстояние была уникальной в своём роде, хотя и обладала серьёзным недостатком: «диковинка» издавала громкие скрип и стуки, которые были слышны на несколько вёрст окрест.

Но машина справлялась с поставленной задачей — откачивала грунтовые воды, которые постоянно заливали шахты Медного рудника.

 

За своё изобретение Степан Козопасов получил от Демидовых «вольную» и солидную денежную премию, которую он пустил на организацию своей скобяной мастерской на улице Тагильский Криуль (сегодня это улица Черных).

 

Всего были построены две такие машины. Первая была запущена в августе 1827 года и проработала, если не считать непродолжительных остановок, сто лет. Вторая начала действовать год спустя и прожила до 1918 года. А среди тагильчан — жителей Ключей и Выи — вплоть до начала 70-х годов в ходу была поговорка: «Ну, заскрипела, как штанговая машина!..»

 

- Удивительный Нижний Тагил. – Нижний Тагил, 2012 

- Е. Ставцев. «Козопасов Степан Ефимович. Биография» - Свободная энциклопедия Урала. - 

- https://museum-nt.ru/content/visit/portfolio/case/?SECTION_ID=65

 

https://www.youtube.com/embed/T3X96-GtjHY?si=hEMss7XCYKRviyqE
259
факт