![Главное изображение](/assets/images/facts/zagadki-pamyatnikov-parovozam/%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BA.jpg)
Загадки памятников паровозам
Мало кто знает, что памятник первому паровозу, установленный перед входом в Историко-краеведческий музей, вовсе не памятник.
Это макет, точная копия паровоза Черепановых, изготовленная для музея на заводе имени Куйбышева. Прежде макет паровоза стоял внутри здания музея, в одном зале с велосипедом Артамонова.
![Макет паровоза в зале (фото неизв. автора, 1972 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/nizhnij-tagil-250-let//Zal-jekspozicii-Istoriko-kraevedcheskogo-muzeja.-1972-g.-Albom-Nizhnij-Tagil-250.-Muzej-zapovednik-Gornozavodskoj-Ural.jpg) Рис. Макет паровоза в зале (фото неизв. автора, 1972 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/nizhnij-tagil-250-let//Zal-jekspozicii-Istoriko-kraevedcheskogo-muzeja.-1972-g.-Albom-Nizhnij-Tagil-250.-Muzej-zapovednik-Gornozavodskoj-Ural.jpg)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%201.0ef3335c2aaeaa54564e69b66f760dcd.jpg)
![Макет паровоза у входа в музей (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/fototagil-1960-1990-gody//267-Zdanie-Nizhnetagilskogo-kraevedcheskogo-muzeja.-Avgust-1992-goda.-NTGIA.-Kollekcija-fotodokumentov.jpg) Рис. Макет паровоза у входа в музей (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/fototagil-1960-1990-gody//267-Zdanie-Nizhnetagilskogo-kraevedcheskogo-muzeja.-Avgust-1992-goda.-NTGIA.-Kollekcija-fotodokumentov.jpg)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202.0ef3335c2aaeaa54564e69b66f760dcd.jpg)
Но и это ещё не всё. Макет создавали по чертежам и эскизам второго, усовершенствованного паровоза. Поэтому, скорее всего, это памятник второму паровозу.
Впрочем, памятник первому паровозу в Нижнем Тагиле тоже есть: он установлен во дворе Дома-музея Черепановых.
Отличить паровозы довольно просто, для этого достаточно взглянуть на реборды колёс. У первого паровоза они находятся снаружи, из-за чего паровоз мог двигаться только вперёд и не имел возможности поворачивать. Год спустя Черепановы исправили этот недостаток, и второй паровоз мог ужепреодолевать любые повороты рельсов.
![(чертежи паровоза)- http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEcherteg.jpg (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) Рис. (чертежи паровоза)- http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEcherteg.jpg (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%203.0ef3335c2aaeaa54564e69b66f760dcd.jpg)
![(чертежи паровоза) - https://museum-nt.ru/upload/iblock/47d/47d477633ad080fc655c458c01308cb9.jpg (фото: НТМЗ-ГУ / фрагмент ориг. изображения) Рис. (чертежи паровоза) - https://museum-nt.ru/upload/iblock/47d/47d477633ad080fc655c458c01308cb9.jpg (фото: НТМЗ-ГУ / фрагмент ориг. изображения)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%204.0ef3335c2aaeaa54564e69b66f760dcd.jpg)
Газета "Машиностроитель" от 11.07.2014, №26.
журнал "Техника железных дорог", № 27 (август 2014 г.). (Евг. Ставцев, зав. музеем "Дом Черепановых")
Газета "Пригородная газета" от 08.08.2014. (Н. Устинова)