![Главное изображение](/assets/images/facts/vsyo%2C-chto-nuzhno-znat-o-pervom-russkom-parovoze/%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BA.jpg)
Всё, что нужно знать
о первом русском
паровозе
Все гордятся тем, что Нижний Тагил — родина первого паровоза в России. Но хотелось бы уточнить некоторые факты из истории создания первого паровоза.
Факт 1: Черепановы не были братьями, это отец и сын Черепановы. Отца звали Ефим Алексеевич, сына звали Мирон Ефимович. Они были механиками нижнетагильских заводов.
Факт 2: Черепановы изобрели паровоз не первый в мире, а первый в России, потому что первый в мире паровоз был придуман задолго до Черепановых. В 1804 году его создал английский горный инженер Ричард Тревитик.
Факт 3: у Черепановых было несколько паровозов — 2 целых паровоза, а если считать ещё и модель, изготовленную Мироном Черепановым в 1839 году (эта модель действующая, модель второго паровоза), то можно считать, что было и три паровоза.
![Отец и сын Черепановы (Слева Ефим Алексеевич, справа - Мирон Ефимович, http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEphoto2.jpg) Рис. Отец и сын Черепановы (Слева Ефим Алексеевич, справа - Мирон Ефимович, http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEphoto2.jpg)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%201.fc5f89275b6d81eb1a264cc012d57b8c.jpg)
![Чертёж первого паровоза выполненный Аммосом Черепановым (http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEcherteg.jpg) Рис. Чертёж первого паровоза выполненный Аммосом Черепановым (http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEcherteg.jpg)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202.fc5f89275b6d81eb1a264cc012d57b8c.jpg)
Мало кто знает, что первый паровоз Черепановых взорвался в 1833 году, это было весной, а через полгода, уже ближе к осени, они всё-таки выпустили из ворот Выйского завода первый паровоз. Он был удачный, но мы теперь знаем, что это, оказывается, был второй паровоз, первый взорвался.
Первая железная дорога была проложена в Нижнем Тагиле. Для испытания первого паровоза Черепановы проложили по территории Выйского посёлка экспериментальную опытную железную дорогу, длиной она была всего 854 метра. Эта дорога была сделана совсем не из железа — рельсы, которые раньше назывались колёсопроводами, были сделаны из чугуна. Поэтому первая железная дорога в России называлась чугункой.
Уже годом позже, когда был создан второй паровоз Черепановых в 1835 году, он был мощнее и сильнее, чем первый, и вот для него уже была построена железная дорога, которая соединила Выйский завод с Меднорудянским рудником. Эта дорога служила для перевозки заводских грузов, в том числе, и медной руды. Дорога была протяжённостью более трёх километров.
![Макет 2-го паровоза, установленный перед зданием музея (https://wp.tagil-press.ru/wp-content/gallery/fototagil-1960-1990-gody/267-Zdanie-Nizhnetagilskogo-kraevedcheskogo-muzeja.-Avgust-1992-goda.-NTGIA.-Kollekcija-fotodokumentov..jpg) Рис. Макет 2-го паровоза, установленный перед зданием музея (https://wp.tagil-press.ru/wp-content/gallery/fototagil-1960-1990-gody/267-Zdanie-Nizhnetagilskogo-kraevedcheskogo-muzeja.-Avgust-1992-goda.-NTGIA.-Kollekcija-fotodokumentov..jpg)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%205.fc5f89275b6d81eb1a264cc012d57b8c.jpg)
![Макет 2-го паровоза, установленный перед зданием музея (https://www.visit-tagil.ru/upload/iblock/f43/paravoz.jpg) Рис. Макет 2-го паровоза, установленный перед зданием музея (https://www.visit-tagil.ru/upload/iblock/f43/paravoz.jpg)](/assets/components/phpthumbof/cache/%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%204.fc5f89275b6d81eb1a264cc012d57b8c.jpg)
Тем, кто хочет увидеть настоящее творение механиков Черепановых, а не модели, которые были сделаны уже в более поздние времена, нужно будет ехать в Санкт-Петербург. В музее железнодорожного транспорта стоит модель паровоза Черепановых 1839 года. Эта модель изображает второй паровоз, только в масштабе один к двум. Это единственная модель, изготовленная Черепановыми, дожившая до наших дней.