совместный проект компании ЕВРАЗ и агентства новостей «Между строк» к 300-летию Нижнего Тагила
Главное изображение
71

Всё, что нужно знать
о первом русском
паровозе

Все гордятся тем, что Нижний Тагил — родина первого паровоза в России. Но хотелось бы уточнить некоторые факты из истории создания первого паровоза. 

 

Факт 1: Черепановы не были братьями, это отец и сын Черепановы. Отца звали Ефим Алексеевич, сына звали Мирон Ефимович. Они были механиками нижнетагильских заводов. 

Факт 2: Черепановы изобрели паровоз не первый в мире, а первый в России, потому что первый в мире паровоз был придуман задолго до Черепановых. В 1804 году его создал английский горный инженер Ричард Тревитик.

Факт 3: у Черепановых было несколько паровозов — 2 целых паровоза, а если считать ещё и модель, изготовленную Мироном Черепановым в 1839 году (эта модель действующая, модель второго паровоза), то можно считать, что было и три паровоза. 

 

Рис. Отец и сын Черепановы (Слева Ефим Алексеевич, справа - Мирон Ефимович, http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEphoto2.jpg)
Рис. Чертёж первого паровоза выполненный Аммосом Черепановым (http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2021/04/CHEcherteg.jpg)

Мало кто знает, что первый паровоз Черепановых взорвался в 1833 году, это было весной, а через полгода, уже ближе к осени, они всё-таки выпустили из ворот Выйского завода первый паровоз. Он был удачный, но мы теперь знаем, что это, оказывается, был второй паровоз, первый взорвался.  

 

Монтажная область 3.jpg

 

Первая железная дорога была проложена в Нижнем Тагиле. Для испытания первого паровоза Черепановы проложили по территории Выйского посёлка экспериментальную опытную железную дорогу, длиной она была всего 854 метра. Эта дорога была сделана совсем не из железа — рельсы, которые раньше назывались колёсопроводами, были сделаны из чугуна. Поэтому первая железная дорога в России называлась чугункой. 

 

Уже годом позже, когда был создан второй паровоз Черепановых в 1835 году, он был мощнее и сильнее, чем первый, и вот для него уже была построена железная дорога, которая соединила Выйский завод с Меднорудянским рудником. Эта дорога служила для перевозки заводских грузов, в том числе, и медной руды. Дорога была протяжённостью более трёх километров.

 

Рис. Макет 2-го паровоза, установленный перед зданием музея (https://wp.tagil-press.ru/wp-content/gallery/fototagil-1960-1990-gody/267-Zdanie-Nizhnetagilskogo-kraevedcheskogo-muzeja.-Avgust-1992-goda.-NTGIA.-Kollekcija-fotodokumentov..jpg)
Рис. Макет 2-го паровоза, установленный перед зданием музея (https://www.visit-tagil.ru/upload/iblock/f43/paravoz.jpg)

Тем, кто хочет увидеть настоящее творение механиков Черепановых, а не модели, которые были сделаны уже в более поздние времена, нужно будет ехать в Санкт-Петербург. В музее железнодорожного транспорта стоит модель паровоза Черепановых 1839 года. Эта модель изображает второй паровоз, только в масштабе один к двум. Это единственная модель, изготовленная Черепановыми, дожившая до наших дней.

 

https://www.youtube.com/embed/p-EK7h5X_jc?si=RpHY1fE36zQW6i1a
71
факт